- Комплекс процессных мероприятий "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей"
- Группа медиации
- Государственные органы
- Органы местного самоуправления
- Общественные организации
- Мероприятия
- Правовое просвещение по защите прав потребителей (База знаний)
- Информация от соисполнителей программы по защите прав потребителей
- Полезные ссылки и сайты
- Контакты и адреса
- Отзывы потребителей и организаций
- Конференции и форумы
- Рейтинг органов местного самоуправления по защите прав потребителей
В Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан обратился потребитель с вопросом: приобрел солнцезащитные очки, дома понял, что они не подошли по размеру. Могу ли я их обменять?
Отвечаем: после покупки понравившейся модели покупатель может столкнуться с проблемой – очки не подошли, а продавец отказывается обменять или возвращать деньги. Как быть и что делать в сложившейся ситуации?
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества закреплено в статье 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Если аналогичного товара нет в продаже на день обращения потребителя к продавцу, либо из предложенного ассортимента ничего не подошло, потребитель вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар.
Однако вернуть товар надлежащего качества можно далеко не во всех случаях. Статья 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает возможность ограничения указанного права потребителя правовым актом Правительства Российской Федерации, утверждающим перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Так, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (в том числе медицинские изделия, линзы очковые) включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463).
Общероссийским классификатором продукции очки, в том числе и солнцезащитные, отнесены в группу товаров «приборы и аппараты медицинские». При отказе принимать обратно проданные солнцезащитные очки большинство продавцов обращается к указанному нормативно-правовому акту, но данная позиция верна лишь отчасти.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Обычные солнцезащитные очки (линзы в них без диоптрий, выполняющих функцию коррекции зрения) под это определение не подпадают, то есть не являются медицинскими изделиями.
Таким образом, если солнцезащитные очки не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке или размеру, сохранен их товарный вид, фабричные пломбы и ярлыки, то в течение 14 дней с момента покупки покупатель вправе потребовать их обмена, а при отсутствии подходящего товара – возврата денежных средств.