- Комплекс процессных мероприятий "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей"
- Группа медиации
- Государственные органы
- Органы местного самоуправления
- Общественные организации
- Мероприятия
- Правовое просвещение по защите прав потребителей (База знаний)
- Полезные ссылки и сайты
- Контакты и адреса
- Отзывы потребителей и организаций
- Конференции и форумы
- Рейтинг органов местного самоуправления по защите прав потребителей
На днях в Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан обратилась пенсионерка (назовем ее Н.) и рассказала историю приобретения устройства очистки воды.
В дом, в котором живет Н., приехали распространители (назовем их Продавцы) «уникального товара», который, по их словам, кардинально улучшит жизнь жильцов в лучшую сторону. Дело было днём и на призыв обходящих квартиры симпатичных молодых людей откликнулись в основном любознательные пенсионеры.
Действительно, все выглядело достаточно убедительно. Сначала была короткая лекция о том, какую роль в жизни человека играет вода, затем пошли «страшилки» на тему «какую воду вы пьете!», «воду, конечно, очищают, но в трубах-то ужас что скапливается!», а завершилось все представлением чудодейственного фильтра воды.
От теории перешли к практике. Распределившись по квартирам (уж сколько раз твердили миру!..), Продавцы стали демонстрировать опыты. В квартире Н. специальным прибором замерили количество «примесей» в водопроводной воде и, нахмурившись, заявили, что она чуть ли не опасна для жизни. В другой стакан налили привезенную с собой воду с очищенной их фильтром водой – прибор радостно показал, что вода идеальна.
Далее в ход пошли электроды: их подключили к розетке и опустили в стакан с водопроводной водой, в которой тут же заплавали разноцветные хлопья. Вывод очевиден – «электролиз показал, что пить такую воду вредно», «все эти примеси с каждым глотком перемещаются в организм»!
А дальше последовал рассказ об уникальности очистки воды, представленной в предлагаемом приборе: несколько фильтров полностью очищают воду, следующие минерализуют ее. Ну не чудо ли!?
Кроме того, Н. подарили буклет, в котором всё сказанное-показанное было описано с ещё пущей убедительностью.
Впечатленная непонятными терминами и увиденным, Н. приняла решение осчастливить семейство и купить чудо-прибор. Цена товара (более 50 тысяч рублей) неприятно изумила, но на тропу покупки она уже вступила и неведомая, по словам Н., сила уводила её по ней всё дальше и дальше. Сначала она поверила, на товар идет акция, которая заканчивается завтра, а реально он стоит ещё дороже. Затем согласилась приобрести товар в кредит. И в итоге согласилась проехать с Продавцом в офис, где оформили и договор купли-продажи, и кредит, т.к. представитель Банка находился там же.
Получив товар, Н. получила также настойчивое предложение проехать в квартиру и сразу же установить прибор.
От избытка событий и эмоций Н. почувствовала себя плохо, подскочило давление, да и время было уже к вечеру. Собрав остатки решительности, она отказалась от сиюминутной установки прибора, и стороны договорились о встрече на следующий день.
Сказать, что домочадцы не обрадовались – ничего не сказать. Во-первых, пространство, предназначенное для установки прибора, оказалось маловатым. Во-вторых, дочь Н., химик по образованию, популярно разъяснила маме хитрости электролиза - визуальной экспертизы воды. Принцип электролиза в том, что в воду помещают два электрода – катод и анод. После того как через воду прошёл электрический ток, в стакане появляется осадок. Коричневые хлопья - это гидроокись железа из электродов, а не примеси в воде. А ведь Продавец утверждал, что рыжий цвет показывает наличие в воде металлической ржавчины...
Популярно объяснив маме, что прибор, разрекламированный путем сомнительных опытов, не нужен даже за тысячу рублей, дочь направила Н. в службу защиты прав потребителей Госалкогольинспекции РТ, чтобы узнать, есть ли выход из данного положения.
В Казанском территориальном органе Н. выслушали и дали соответствующие разъяснения.
Итак, купля-продажа прибора была совершена дистанционным способом, т.к. Н. была ознакомлена с ним со слов продавца, а не непосредственно.
Даже не распаковывая прибор, Н. поняла, что он не подходит ей по габаритам, Товар, естественно, в употреблении не был, его внешний вид и упаковка, этикетки ярлыки сохранены.
При обнаружении покупателем непригодности механического фильтра по габаритам следует знать, что он не входит в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденный постановлением Правительства от 19.01.1998 №55.
В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель имеет право в течение 14 дней после покупки товара обменять или возвратить неподошедший товар.
Н. имеет право потребовать принять товар и освободить от кредитных обязательств в течение 3 дней со дня обращения, т.к. подходящего по габаритам товара для обмена у Продавца в наличии нет.
Более того, согласно статье 26.1 Закона потребитель вправе отказаться от товара, приобретённого дистанционным способом в течение 7 дней после его передачи, даже не объясняя причин.
Специалисты помогли составить соответствующую претензию, и Продавец, хоть и с большой неохотой, но расторг договор купли-продажи, а Банк освободил Н. от кредитных обязательств.
Не зря говорят, что нет худа без добра. Не почувствуй Н. себя плохо, то прибор был бы установлен (втиснут любой ценой) уже в день покупки, и тогда вернуть события вспять было бы невозможно. Что и случилось с некоторыми доверчивыми соседками Н.
Справедливости ради следует сказать, что хорошие фильтры воды были, есть и будут. Многие их пользователи рады, счастливы и здоровы. Только торговать надо честно!
А гражданам банальный совет: доверяй, но проверяй! Ничто не мешает взять буклет и координаты продавца, посоветоваться с членами семьи, почитать о предлагаемом товаре в Интернете. А информирован – значит вооружен!
Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ