Меню
Составить претензию
Конкурс на лучшее освещение темы защиты прав потребителей
Где нас найти
опрос
Какие товары вы хотели бы исследовать на качество в 2024 году?

Вопросы поведения потребителя в магазине

1) Вопрос: Правомерно ли требование сотрудников продавца при входе в магазин о помещении личных вещей в камеру хранения?

Ответ: Действующим законодательством РФ о защите прав потребителей (Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 и др.) не установлено для покупателей каких-либо ограничений при заключении договора розничной купли-продажи, в том числе ограничений, связанных с невозможностью заключения договора розничной купли-продажи в случае наличия у покупателя личных вещей. Таким образом, такие действия сотрудников магазина являются неправомерными.

2) Вопрос: Вправе ли исполнитель услуги общественного питания запретить потребителям находиться в верхней одежде в месте оказания такой услуги (например, в ресторане)?

Ответ: Да, вправе. Так, согласно п.5 Правил оказания услуг общественного питания, утв.  постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. №1036, исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

3) Вопрос: Должен ли потребитель оплатить товар, находящийся в торговом зале магазина, при случайном его повреждении вследствие его неправильной выкладки?

Ответ: Нет, не должен. Случайная (неумышленная) порча принадлежащего продавцу  товара, находящегося на его территории до момента оплаты, является риском случайной гибели имущества. В соответствии со ст.211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. До оплаты товара потребителем на кассе собственником такого товара является продавец (магазин). Таким образом, если товар был поврежден вследствие его неправильной выкладки в торговом зале, риск его случайного повреждения несет продавец (магазин).
Если продавец считает, что товар поврежден потребителем умышленно, продавец должен это доказать.

4) Вопрос: Вправе ли сотрудник магазина запретить потребителю пройти в торговый зал с детской коляской?

Ответ: Нет, не вправе. Действующим законодательством РФ о защите прав потребителей (Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 и др.) не предусмотрены запрет на вход потребителя в торговый зал с детской коляской и право продавца установить такой запрет.
Покупая в магазине товары, потребитель заключает договор розничной купли-продажи, который, в свою очередь, в силу п.2 ст.492 Гражданского кодекса РФ является публичным договором. Запрет на вход потребителя в торговый зал с детской коляской фактически является отказом продавца в заключении публичного договора.
Кроме того, согласно п.3 ст.426 Гражданского кодекса РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Также в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» покупатели с детскими колясками относятся к маломобильным группам населения.
Одной из задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. №1297, является обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

5) Вопрос: Вправе ли потребитель отказаться от проведения осмотра либо досмотра личных вещей охранником магазина?

Ответ: Да, вправе. Согласно ст.12 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). При этом полномочия по осмотру либо досмотру личных вещей граждан данным законом не определены.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотра либо осмотра находящихся при них вещей принадлежит сотрудникам органов внутренних дел (полиции).
Таким образом, охранник магазина не вправе понудить потребителя к проведению осмотра либо досмотра его личных вещей, а тем более задерживать потребителя в случае его отказа от проведения данных действий. Охранник магазина может задержать потребителя только в том случае, если потребитель совершил правонарушение, и охранник это видел, например, посредством применения систем видеонаблюдения.


ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)”








Банк судебных решений
Пресса
Горячая линия
(8552) 71-43-03

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..