Меню
Составить претензию
Конкурс на лучшее освещение темы защиты прав потребителей
Где нас найти
опрос
Какие товары вы хотели бы исследовать на качество в 2024 году?

Советы потребителям риэлторских услуг


На рынке недвижимости огромное количество фирм (агентств недвижимости), занимающихся риэлторской деятельностью. Также высок спрос на риэлторские услуги. Многие граждане, в силу недостаточной компетенции или экономя время, совершают сделки по приобретению или найму жилья при помощи риэлторов.

На рынке недвижимости производится огромное количество сделок. Однако нередко клиенты остаются недовольны качеством услуг.

Предметом договора таких услуг является оказание Исполнителем помощи в подготовке документов, поиск объекта недвижимости с целью использования его Заказчиком на основании договора купли-продажи, аренды, субаренды и т.д.

Специальных нормативных документов, посвященных исключительно деятельности  риэлторских агентств  в настоящий момент не принято. Права и обязанности потребителей риэлторских услуг (клиентов) регламентируются общими правилами, закрепленными Гражданским кодексом Российской Федерации по обязательствам возмездного оказания услуг, агентирования, комиссии и поручительства, а также договорами, которые заключаются между клиентами и риэлторскими фирмами. В основном потребителями риэлторских услуг являются физические лица, поэтому оказываемые риэлторскими фирмами услуги этой части клиентов регулируются положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

У потребителей риэлторских услуг есть право на информацию. Поскольку компаний, предлагающих риэлторские услуги на рынке много, сделать выбор довольно сложно.

Поэтому потребителям хочется дать несколько советов:

Соберите информацию об организациях, осуществляющих риэлторские услуги, которая может содержаться в газетах, специальных информационных листках, рекламных щитах. Собрав доступную информацию, начинайте обзвон и посещение данных фирм. Обращайте внимание на соответствие сведений, указанных в рекламе, информации, предоставленной вам консультантом.

Могут пригодиться советы друзей, знакомых. Желательно обзвонить, обойти несколько компаний и обдумать собранную информацию. У настоящего агентства обязательно должен быть офис, где можно посмотреть уставные документы.

Организация (индивидуальный предприниматель) должна предоставить полную информацию о предоставляемых услугах (комплекс услуг) исходя из требований клиента. При этом могут оговариваться примерные сроки выполнения услуг и их стоимость. Если потребитель риэлторских услуг готов воспользоваться услугами определенной риэлторской фирмы, ему должна быть предоставлена информация об условиях заключения договора об оказании риэлторских услуг. Нужно узнать, кто будет сопровождать сделку.

При этом риэлторы должны нести ответственность за предоставляемую потребителям информацию.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей  если потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.

После того, как выбор сделан: выбрана надежная организация, риэлтор, которому можно полностью доверять и который профессионально подберет требуемый вам вариант, вы узнали о том, что входит в услугу, переходим к вопросу составления договоров.

Перед подписанием каких-либо договоров с риэлторской фирмой потребителю нужно тщательно изучить все предлагаемые условия. Важно обратить внимание на предмет услуг, которые должна предоставить риэлторская фирма. Условие о предмете договора является одним из существенных условий договора на оказание риэлторских услуг. Соответственно, если вы желаете приобрести или продать, обменять с помощью риэлторской фирмы какое-либо жилое помещение, то оно или его свойства должны быть подробно описаны договором. Возможно, вы желаете получить квартиру на определенном этаже, в определенном районе города, это обязательно должно быть отражено в договоре, в противном случае, любое жилое помещение, которое предложит риэлтор своему клиенту может считаться надлежащим исполнением договора на оказание риэлторских услуг. А вы будет обязаны принять все исполненное по договору риэлтором и оплатить его услуги. Поэтому все пожелания о месте расположении квартиры (или, например, куда должны выходить окна) должны остаться не устными пожеланиями, а быть записанными в договоре на оказание риэлторских услуг.

В договоре должны быть точно и полно прописаны конкретные виды услуг, обязанность оказания которых возлагается на риэлтора, а также пределы полномочий риэлтора в представлении ваших интересов в отношениях с третьими лицами.

При подписании договора убедитесь, что указанное лицо, подписывающее с вами договор, является руководителем агентства,  а не риелтором, у которого отсутствует доверенность на его подписание.

Следует также иметь в виду, что понуждение к заключению договора не допускается. Договор, имеющийся в организации, не является типовым и никем не может быть утвержден. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Вы как клиент вправе требовать включения в текст договора любых условий, обеспечивающих его надлежащее исполнение.

Вывод: в договорах надо обращать внимание на предмет договора, четкость обязательств сторон, сроки их исполнения, размер вознаграждения риэлтора, сроки оплаты. Многих конфликтных ситуаций можно было бы избежать, будь потребители более требовательны к условиям договора при его заключении. Недопустимы ситуации, когда договор не содержит полных реквизитов сторон, когда с вас - потребителя берут деньги, не давая взамен платежный документ строгой формы отчетности (кассовый чек, квитанция к приходному ордеру).

Потребители серьезно рискуют, когда подписывают так называемый договор на оказание информационных услуг, ведь в случае спора доказать что информация не предоставлена сложно.

Особенно актуально это для услуг по подбору вариантов аренды (найма) жилья. Договор в этом случае должен содержать условие о том, сколько показов должен организовать риэлтор для того, чтобы договор был исполнен надлежащим образом.

В зависимости от особенностей сделки стороны могут договориться о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением договорных обязательств, или об уплате неустойки, выплате пени, штрафа.

В договоре не должны быть включены условия, нарушающие требования Закона «О защите прав потребителей». Запрещается:

- обуславливать приобретение одних товаров, работ, услуг обязательным приобретением иных товаров, работ, услуг;

- ограничивать право потребителя на выбор подсудности спора;

- определять ответственность за нарушение срока оказания услуги (выполнения работ) в виде, неустойки в размере менее 3% от стоимости услуги;

- ограничивать право потребителя на отказ от исполнения договора в любое время, с возмещением фактических расходов исполнителя.

Исполнитель также не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.

По вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться к специалистам Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

 

                          Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ

 

Банк судебных решений
Пресса
Горячая линия
(8552) 71-43-03

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..