Меню
- Комплекс процессных мероприятий "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей"
- Группа медиации
- Государственные органы
- Органы местного самоуправления
- Общественные организации
- Мероприятия
- Правовое просвещение по защите прав потребителей (База знаний)
- Полезные ссылки и сайты
- Контакты и адреса
- Отзывы потребителей и организаций
- Конференции и форумы
- Рейтинг органов местного самоуправления по защите прав потребителей
Меню
опрос
Какие товары вы хотели бы исследовать на качество в 2024 году?
Требования к маркировке мясной продукции
В настоящее время среди всего многообразия продуктов питания на прилавках магазинов потребителю порой нелегко определиться с выбором конкретного товара. И именно достоверная информация о том или ином товаре является залогом его правильного выбора.
Вся необходимая информация о любом продукте питания содержится в его маркировке. В настоящей статье мы рассмотрим требования к маркировке мясной продукции, такой важной и незаменимой в ежедневном рационе каждого человека.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы маркировки пищевой продукции (в том числе и мясной) в Российской Федерации, можно отнести:
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. №68 (далее – ТР ТС 034/2013),
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» , утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №881 (далее – ТР ТС 022/2011),
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей).
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Мясная продукция – пищевая продукция, изготовленная путем переработки (обработки) продуктов убоя, без использования или с использованием ингредиентов животного и (или) растительного, и (или) минерального, и (или) микробиологического, и (или) искусственного происхождения (п.5 раздела II ТР ТС 034/2013).
Маркировка пищевой продукции – информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним (ст.2 ТР ТС 022/2011).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ
Общие требования к маркировке любой пищевой продукции (в том числе мясной продукции) содержатся в ст.4 ТР ТС 022/2011.
Так, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
наименование пищевой продукции;
состав пищевой продукции;
количество пищевой продукции;
дату изготовления пищевой продукции;
срок годности пищевой продукции;
условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или Ф.И.О. и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных ТР ТС 022/2011, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или Ф.И.О. и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;
рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
показатели пищевой ценности пищевой продукции;
сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО);
единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза –
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МАРКИРОВКЕ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
В разделе XI ТР ТС 034/2013 установлены дополнительные требования к маркировке мясной продукции. Так, согласно п.107 указанного раздела во избежание действий, вводящих в заблуждение потребителей, установлено следующее.
Маркировка, содержащая информацию об отличительных признаках мясной продукции (например, "мясо высокого качества", "мраморное мясо", "халяль", "кошерное мясо"), должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
маркировка мясной продукции общего назначения с использованием придуманных названий, которые
• ассоциативно воспринимаются как мясная продукция для детского питания (например, сосиски "Детские", колбаса "Карапузик", "Крепыш", "Топтыжка");
• тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, "Докторская", "Любительская", "Московская", "Зернистая", "Молочная");
в составе маркировки мясной продукции использовать слова "произведено из охлажденного сырья" или аналогичные по смыслу слова в случае использования при изготовлении мясной продукции продуктов убоя иного термического состояния, кроме охлажденного
содержание в маркировке мясной продукции в составе такой продукции название комплексных пищевых добавок, а также маринадов и рассолов без указания входящих в них компонентов
ДОПУСКАЕТСЯ
использование общепринятых названий, образованных по:
анатомическому признаку (например, "грудинка", "бекон", "шейка", "рулька"),
характерному рисунку на разрезе (например, "сервелат", "салями", "ветчинная"),
виду используемых рецептурных компонентов (например, "свиная", "говяжья", "из свинины", "из говядины")
или широко применяемых в кулинарии и общественном питании (например, "пастрома", "балык", "купаты", "бифштекс").
В наименовании мясной продукции указывается или помещается в непосредственной близости от наименования информация о группе (например, "мясной", "мясосодержащий", "мясорастительный", "растительно-мясной") и виде (например, "колбасное изделие", "продукт из мяса", "полуфабрикат", "кулинарное изделие", "консервы", "продукт из шпика", "сухой продукт", "бульон") мясной продукции.
В случае использования мяса механической обвалки (дообвалки) при изготовлении мясной продукции информация об этом указывается в составе такой продукции (например, "мясо механической обвалки").
В маркировке мясной продукции в составе такой продукции указывается вода при любом способе ее добавления (в виде льда, рассола, раствора и пр.)
В маркировке колбасных изделий и продуктов из мяса в составе таких изделий и продуктов указывается наличие стартовых культур микроорганизмов, если при производстве колбасных изделий и продуктов из мяса они использовались.
В маркировке мясной продукции, обработанных ферментными препаратами, в составе таких продуктов и продукции должна содержаться информация об использовании этих препаратов, если активность, в том числе остаточная, ферментного препарата в готовом продукте сохраняется.
В маркировке мясной продукции, упакованных под вакуумом или в условиях модифицированной атмосферы, должна содержаться соответствующая информация (например, "упаковано под вакуумом", "упаковано в модифицированной атмосфере").
В случае если изготовитель мясной продукции, поступающей для реализации на предприятия розничной и оптовой торговли, предполагает ее дальнейшее упаковывание в процессе реализации в потребительскую упаковку с изменением ее количества и (или) вида ее упаковки, то в маркировке такой мясной продукции должна содержаться информация о сроках годности до вскрытия упаковки и после вскрытия упаковки (нарушения ее целостности), но в пределах общего срока годности.
В случае отсутствия такой информации в маркировке мясной продукции не допускается изменение ее количества и (или) вида упаковки мясной продукции, поступающей для реализации на предприятия розничной и оптовой торговли.
В маркировке мясной продукции, упакованной в процессе реализации с изменением количества и (или) вида упаковки, дополнительно должна указываться информация о дате ее упаковывания и сроке годности, за исключением случаев, когда мясная продукция упаковываются в присутствии потребителя на предприятиях розничной и оптовой торговли.
ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ МЯСНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ
И КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Согласно п.120 раздела XI ТР ТС 034/2013 маркировка полуфабрикатов и кулинарных изделий должна соответствовать также следующим требованиям:
в маркировке указывается информация о:
• группе мясной продукции ("мясной", "мясосодержащий"),
• виде мясной продукции ("полуфабрикат", "кулинарное изделие"),
• виде полуфабрикатов и кулинарных изделий ("рубленые", "в тесте", "фаршированные", "фарш", "формованные", "крупнокусковые", "панированные", "мелкокусковые"),
• о термическом состоянии ("охлажденные" - для полуфабрикатов с температурой от минус 1,5 °С до плюс 6°С в любой точке измерения, "замороженные" - для полуфабрикатов и кулинарных изделий с температурой не выше минус 8°С в любой точке измерения);
в случае изготовления охлажденной продукции из замороженных продуктов убоя информация об этом указывается в маркировке такой продукции (например, "изготовлено из замороженного сырья");
в маркировке указывается (при наличии) информация о категории полуфабрикатов;
в маркировке дополнительно может указываться информация о полуфабрикатах и кулинарных изделиях (например, "панированные", "с гарниром", "без гарнира", "блинчики", "пельмени", "манты").
ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ПРОДУКТОВ ИЗ МЯСА И ПРОДУКТОВ ИЗ ШПИКА
В соответствии с п.121 раздела XI ТР ТС 034/2013 маркировка колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика должна соответствовать также следующим требованиям:
в маркировке указывается информация о:
• группе мясной продукции ("мясной", "мясосодержащий", "мясорастительный", "растительно-мясной"),
• виде мясной продукции ("колбасное изделие", "продукт из мяса", "продукт из шпика"),
• способе технологической обработки ("вареные", "копченые", "полукопченые", "варено- копченые", "сырокопченые", "сыровяленые", "запеченные", "копчено-запеченные", "варено-запеченные", "жареные", "соленые");
в маркировке замороженной продукции указывается информация о термическом состоянии ("замороженный");
в маркировке указывается (при наличии) информация о категории или сорте колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика;
в маркировке колбасных изделий дополнительно может указываться информация о колбасных изделиях (например, "колбаса", "колбаски", "сосиски", "сардельки", "шпикачки", "колбасный хлеб");
в маркировке продуктов из мяса дополнительно может указываться информация о продуктах из мяса исходя из анатомического признака (например, "грудинка", "бекон", "шейка", "рулька").
ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ
Согласно п.122 раздела XI ТР ТС 034/2013 маркировка консервов должна соответствовать также следующим требованиям:
в маркировке указывается информация о группе мясной продукции ("мясной", "мясосодержащий", "мясорастительный", "растительно-мясной"), виде мясной продукции ("консервы") и способе технологической обработки ("стерилизованные", "пастеризованные");
в маркировке указывается информация о виде консервов ("кусковые", "рубленые", "фаршевые", "паштетные", "ветчинные");
в маркировке указывается (при наличии) информация о сорте консервов;
при невозможности нанесения маркировки на потребительскую упаковку способом, обеспечивающим сохранность и читаемость информации до конца срока годности (литография, флексография или иной способ офсетной печати), информация о дате изготовления консервов, ассортиментном номере (при наличии) наносится на крышку, донышко или этикетку потребительской упаковки.
ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
Согласно п.126 раздела XI ТР ТС 034/2013 маркировка мясной продукции для детского питания должна соответствовать также следующим требованиям:
в маркировке указывается информация, отражающая предназначение такой продукции для питания детей ("для детей раннего возраста", "для детей дошкольного возраста", "для детей школьного возраста"), или содержится указание на конкретный возраст ребенка, начиная с которого возможно использование данной продукции (например, "для питания детей с 6 лет");
в маркировке мясной продукции для детского питания указывается информация о сроках годности и условиях хранения после нарушения целостности потребительской упаковки;
в маркировке указывается (при наличии) информация о классе мясной продукции;
в маркировке мясной продукции для детей первого года жизни указывается информация о возрасте ребенка (в месяцах), начиная с которого допускается введение данной продукции в рацион ребенка, о степени измельчения данной продукции (например, "гомогенизированные", "пюреобразные", "крупноизмельченные"), а также рекомендации по ее потреблению.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан"
Горячая линия
(8552) 71-43-03